EMBA в Лондонском университете, часть 3: первый семестр

Это третья часть рассказа о моей учебе на Executive MBA в Cass Business School (City, University of London) — про первый семестр. Внимание: лонгрид, время чтения 10 минут.
Автор
Иван Боровиков,
основатель Mindbox
Мой первый учебный семестр начался в середине марта 2020 года с индакшн-сессии. В течение трех месяцев нам предстояло пройти шесть модулей:
  • Organisational Behaviour — поведение людей в организациях.
  • Strategic Leadership — стратегия.
  • Analytics for Business — основы анализа данных и машинного обучения.
  • Accounting & Financial Reporting — основы бухучета и финансового анализа.
  • Financial Markets & Instruments — финансовые рынки.
  • Digital Technologies and Business Innovations — цифровая трансформация.
Плюсом к этому шел бонусный курс подразделения Cass Careers, направленный на «прокачку» привлекательности для потенциального нанимателя, а также отдельных скилов, вроде общения с медиа и публичных презентаций.

Как организовано обучение

Электронный центр обучения организован на платформе Moodle. Там есть примерно всё: расписание модулей, требования по каждому из них, рекомендуемая литература, форумы, доступ в электронную библиотеку:
Картинка
Электронный центр обучения на платформе Moodle
Кроме того, нас познакомили с несколькими ответственными лицами университета, задача которых — помогать с любыми вопросами по учебе.
Всего на потоке (intake) было 39 человек, в основном британцы. Несколько человек из арабских стран, несколько из Европы и еще один из России. Большинство — сотрудники крупных компаний. Предпринимателей было четверо, включая меня. Есть очень неожиданные люди, например дама, которая восстановила и сделала коммерчески эффективным симфонический оркестр, или другая женщина, занимающаяся закупкой оружия для правительства одной арабской страны.
Поток разделили на группы по 5–6 человек. После экзаменов состав групп меняется. Каждой группе выделили ментора из студентов прошлых наборов — это оказалось очень полезным.
Студентам выдают образовательные лицензии на кучу всякого полезного софта (MS Office, Zoom, RapidMiner), а также подписку на наиболее важные СМИ — The Wall Street Journal и Financial Times, включая их инструментарий для фондового рынка.
Библиотека очень приличная, значительная часть материала оцифрована. Много электронных доступов к разным издателям, то есть можно найти и почитать любой источник. Из минусов — эти издатели часто ставят ограничения на возможность скачивания и печати. Читать распечатанный текст плохого качества с водяным знаком во всю страницу не всегда комфортно.
Обучение состоит из самоподготовки, лекций, групповых заданий (group assignments), повторения пройденного (revision sessions) и экзаменов.

Лекции

Очные лекции проводятся с пятницы по понедельник один раз в месяц. На каждый модуль две восьмичасовые лекции. Так за месяц покрывается два модуля.
Картинка
Здание Cass Business School
Картинка
Наш лекционный зал
Перед каждым занятием нужно прочитать довольно много литературы. Выдают два списка: обязательное чтение и рекомендуемое. Объем — порядка 100–200 страниц на модуль. В объемных темах лекторы явно указывают, какие разделы из учебника точно нужны, а какие — по желанию или можно отложить. В список литературы также включают кейсы, которые обычно обсуждаем во время лекций.
Не читать — в теории можно, но тогда усвоение материала лекций сильно страдает. Например, я не успел дочитать часть материалов по финансовым рынкам и на лекции пришлось тяжко: в какой-то момент я вообще перестал понимать, что происходит. Пришлось перечитывать и пересматривать несколько раз.

Групповые задания (group assignments)

Похоже, это самая интенсивная часть обучения. Профессор дает широко сформулированное задание и дедлайн. Например, задача по модулю «Аналитика»: выбрать любую компанию; определить в ней область, где вы можете что-то улучшить, используя полученные на модуле знания; подготовить эти улучшения и написать бизнес-отчет CEO этой компании до 2 тысяч слов.
Внутригрупповую работу университет никак не организовывает, это полностью отдано на усмотрение и самоорганизацию каждой группы. Во втором модуле у нас уже выработался подход к разделению задач и регулярным sync-up calls, процесс поехал продуктивно. В качестве рабочих инструментов мы выбрали Trello и Google Docs, а созванивались в Teams и Zoom.
В моей группе мы выбирали компанию-проект голосованием после мини-презентаций желающих. Например, для проекта по аналитике мы выбрали компанию одного из наших студентов, британского сельского ритейлера, который продает корм и сопутствующие товары для лошадей, собак, сельскохозяйственных животных. Цель проекта — используя данные, улучшить раскладку товаров в торговых залах и обеспечить лучшие условия для cross-sell и up-sell.
В процессе работы над такими проектами приходится много читать и работать с новыми инструментами. Например, для модуля аналитики я в RapidMiner рассчитывал модель раскладки товаров — фактически рекомендательную матрицу. Сроки минимальные, интенсивность очень плотная, приходится много взаимодействовать с коллегами по группе, у которых очень разный опыт и очень разный английский язык.
Одно из важных требований для таких проектов — референсы. Условно, для хорошей оценки недостаточно просто посчитать самую удачную раскладку. Нужно еще железобетонно, со ссылками на литературу и другие проекты, обосновать выбор метода и описать, как делают другие, границы применимости и так далее.
Что приятно — профессора оперативно отзываются, помогают в процессе.

Повторение пройденного (revision sessions)

Перед экзаменами нам дали 1,5 месяца на подготовку. Процесс подготовки отличается от того, к которому я привык в российских вузах. Нет никакого списка билетов, по которому тебя будут спрашивать. Есть широкий список тем и понятий, которые нужно знать, есть подборка экзаменационных вопросов прошлых лет — и всё.
Кроме того, каждый профессор провел отдельную revision session: коротко напомнил об основных темах, рассказал, чего ожидает на экзамене, отвечал на вопросы. По наиболее сложным лично для меня темам — финрынки, бухучет и финанализ — я ответил на пару билетов прошлых лет, отправил профессорам с просьбой дать обратную связь. Получил очень внятные и полезные комментарии о том, что хорошо и что плохо.
Готовились в основном самостоятельно, но по сложным темам созванивались группой на час-два, обсуждали, дискутировали и просто сплетничали: –)

Экзамены

Из-за COVID-19 университет перевел всех в онлайн-режим, поэтому обычный часовой письменный экзамен нам заменили на так называемый timed alternative assessment: в день и час икс в платформе Moodle открывается раздел с вопросами, ты на них отвечаешь и загружаешь обратно файл с ответами. За опоздание снимают баллы.
Экзамен в формате open book: разрешено пользоваться любой литературой и гуглить, но запрещено спрашивать у экспертов.
Состав вопросов тоже скорректировали по ситуации: вопросов стало больше и фокус сместился в сторону тех, на которые нужно ответить коротким эссе. Например, подискутировать на тему особенности учета складских остатков FIFO и LIFO. Если ты не разбираешься в вопросе, ответить нормально на такое невозможно — и Google не спасет.
Пример билета по модулю «Основы бухучета и финансового анализа»:
Картинка
Картинка
Картинка
И приложение к нему:
Картинка
Картинка
Картинка
Excerpts from Financial Statements for year ending 30 April 2017 (Fiscal Year 2017)
Для ответа на этот билет давалось 70 минут, так что планировать время нужно было точно.

Оценки

Оценки в британской системе образования ставят в процентах. Оценка по модулю определяется как среднее арифметическое экзаменационной оценки и оценки группового задания:
  • 100% — идеальный результат. Его добиться невозможно.
  • 90% — исключительная редкость.
  • 80% — очень хороший результат, твердая пятерка.
Большинство оценок попадает в диапазон 60–75%. Результат ниже считается слабым. Минимальный проходной уровень — 40%. Для зачета по модулю нужно набрать не менее 50% в средней оценке.
Пересдать можно один экзамен один раз за весь курс. В исключительной ситуации могут разрешить еще одну пересдачу, но это отдельный процесс с комиссиями.
Всего у нас было шесть экзаменов за два дня, по три штуки в день, с перерывом между ними примерно по часу. Время на ответ — 60 минут. Плюс по 20 минут на загрузку/выгрузку/сканирование и прочие технические вопросы.

Модули: краткие заметки и полезные ссылки

Organisational Behaviour

Фреймворки для оценки «расстановки сил» в компании: Three Lenses Perspective — Strategic Design, Political, Cultural

На мой взгляд, дисциплина о поведении людей в организации оказалась достаточно философской и размытой. Лектор дала несколько фреймворков для оценки «расстановки сил» в компании, основные принципы построения структуры компаний с их достоинствами и недостатками, несколько инструментов для поиска и разрешения рабочих конфликтов, связанных с недостатками организационной структуры.
Что почитать:
  • ‘Six Dangerous Myths About Pay’. HBR, Pfeffer, Jefferey, 1998.
  • ‘On the Folly of Rewarding A, while Hoping for B’. The Academy of Management Executive Steven Kerr, 1995.
  • ‘Three Cultures of Management: The Key to Organizational Learning’. Sloan Management, Schein, Edgar, 1996.

Strategic Leadership

Модуль о стратегии оказался одним из самых интересных. Заставил крепко подумать и, похоже, родил несколько важных инсайтов.
Вел профессор Джанвито Ланзолла, эксперт-стратег мирового уровня. Цель модуля — разобраться, что такое бизнес-стратегия, и освоить базовые инструменты, которые помогут сформулировать стратегию и позиционирование компании: SWOT, VRIO, PEST (EL).
Что почитать:

Analytics for Business

Освежил остатки своих древних и весьма фрагментарных знаний по аналитике. Теперь могу рассчитать регрессию, побороть мультиколлинеарность и интерпретировать результаты разных моделей. Освоил простой и очень прикольный инструмент для машинного обучения — RapidMiner.
Фокус курса, конечно, был направлен не на это, а на принципы принятия менеджерских решений на основе данных. Чему верить, а чему нет, что такое «корреляция» и как она выглядит на графиках и в цифрах, чего на самом деле можно ожидать от машинного обучения и что для этого нужно. Моя личная оценка пользы курса — 4 из 5.
Что почитать: ‘Machine Learning with R’ by Brett Lanz. Масса полезного о моделях человеческим языком.

Accounting & Financial Reporting

Один из двух самых сложных для меня модулей, потому что мой опыт сводился к бухучету в софтверных компаниях. Соответственно, складские остатки, производство, головная боль, проистекающая из разницы в LIFO и FIFO, а также принципы учета и отражения в отчетах амортизации — всё это «зашло» через существенные усилия.
Совсем новой сферой оказались особенности бухучета в финансовых организациях. Много времени ушло на осознание основ финансового анализа — ratio analysis, а также всех нюансов: что может быть включено и в каких условиях в EBIT (DA), когда и какой инструмент нужно применять.
Что почитать: я обошелся толстым учебником по бухучету, рекомендовать его смысла нет.

Financial Markets & Instruments

Совершенно новая для меня тема, тоже пришлось потратить прилично времени и усилий. Смысл предмета — основные понятия финансового рынка и способы принятия инвестиционных решений, оценки компаний, акций, бондов. Ключевые сложности: масса устоявшихся терминов, по несколько штук на каждое понятие, например yield to maturity = redemption yield = book yield. А также местами за формулами довольно сложная математика.
Осознал несколько вещей:
  • Принцип discounted cash flow. Думаю, это универсальный и полезный инструмент, пригодится много раз.
  • Financial leverage. Его важность и принципы, по которым корпорации балансируют финансирование между equity и bonds/loans.
  • Между формулами оценки и оценкой акций и компаний — часто гигантская прóпасть, чисто психологическая. Никто на самом деле толком не понимает, как финансовые рынки работают.
В целом тема финансовых рынков мне не очень интересна: –)
Что почитать: wallstreetmojo.com — отличная подборка статей, примеров и «экселиков» примерно по любому вопросу, связанному с финансовыми рынками и инвестициями.

Digital Technologies and Business Innovations

Цель курса — дать сотрудникам больших корпораций инструменты ускорения принятия решений по digital-продуктам в их компаниях, а также познакомить с основными сложностями на этом пути и способами их преодоления.
Очень качественный и веселый модуль, но всё же это инфобизнес. Пользы для себя увидел мало. Однако было достаточно интересно пообщаться с «корпоратами» из UK: судя по всему, бюрократия и инертность в британских компаниях существенно более громоздкая и тугая относительно РФ. Собственно, подтвердил свои же выводы по результатам customer development в UK в 2019 году.

Бонусный модуль Cass Careers для прокачки «нанимабельности»

Пожалуй, самый непонятный и бесполезный кусок программы, от которого никак нельзя было отвертеться. За промежуток времени с пятницы по понедельник нужно набрать модулей на 40 баллов по своему желанию. Теоретически самые интересные — Advanced Negotiation Skills и Media for Executives — были моментально полностью забиты. В итоге зарегистрировался по остаточному принципу на Linkedin Profile Masterclass, CV Masterclass, Advanced Presentation Skills и что-то еще.
Полезного, особенно после длительного опыта работы с Алексеем Бурбой, примерно ноль. Откровенно разочаровал и уровень готовности некоторых преподавателей к онлайн-формату. Например, тетушка, преподающая Adv Pres Skills, сидела где-то в сельской местности со слабым интернетом и минут семь потратила на то, чтобы разобраться, как открыть минимизированное окно Zoom.

Всякое организационное: хорошее и не очень

К сожалению, в связи с COVID очные занятия в Лондоне были отменены. Начиная с апреля все перешли в онлайн-формат. В целом школа достаточно быстро и адекватно отработала этот переход:
  • Убогий Adobe Connect для видеообучения был оперативно заменен на Zoom.
  • Профессора адаптировали контент, насколько это возможно.
  • Всем выдали доступ к электронным версиям учебников. Не суперудобно, но всё-таки.
  • Пересмотрели формат экзаменов.
Из не очень хорошего. В стоимость нашего курса были включены физические, бумажные учебники — их стоимость на Amazon около 2500 $. Школа не смогла организовать заказ и получение этих учебников в период локдауна, поэтому мы получили их фактически перед экзаменами.

При чем тут рабовладение

В период пандемии попечительский совет школы неожиданно для всех объявил о решении срочной и очень серьезной проблемы. Как показали последние исследования, фамилия основателя школы — Cass — оказалась потенциально замешана в рабовладении сколько-то сотен лет назад. С точки зрения руководства школы, это выглядело большой проблемой, требующей срочного решения, в связи с чем школу немедленно переименовали, исключив эту фамилию из названия. Нового названия еще нет.
Это вызвало резко негативную реакцию выпускников и студентов. CASS — бренд, и для многих это было важно с точки зрения карьерных перспектив. Настроения еще дополнительно подогрело интервью ректора в Financial Times, где он говорил, что «проводились широкие консультации со студентами», хотя по факту их не было. Петиция студентов на change.org набрала почти 10 тысяч голосов, и, возможно, поэтому теперь у школы будет новый ректор, а история с переименованием обсуждается публично.

Промежуточное резюме и общие впечатления

Пока очень интересно, точно стоило того. Но сложно и трудоемко. Надо закладывать час в день на чтение, а в период интенсивной работы над групповыми заданиями — в идеале пару часов в день плюс точно один выходной.
Крутая прокачка рабочих скилов в международной команде с совсем разными людьми в пределах малознакомой тематики в условиях ограниченного времени.
Английский язык уровня С1 — необходимый минимум. Вначале было очень тяжко: приходилось конкретно напрягаться, чтобы не терять нить. Сейчас стало лучше: могу слушать английскую речь в фоновом режиме, не напрягаясь и прекрасно всё понимая. Иногда возникают сложности с некоторыми акцентами и сленгом, но в целом стало гораздо комфортнее. Чтение бизнес-литературы стало тоже беглым, поиск перевода стал эпизодическим.
Куча новых знаний, несколько больших и, похоже, важных инсайтов.
Судя по всему, полезные контакты и потенциально новый клиент в Mindbox.

Что дальше

Ориентировочно в течение месяца узнаю результаты своих экзаменов (надеюсь, не провалился: –) и состав новой группы. Есть шанс, что с октября или ноября обучение перейдет в офлайн и станет еще более интересным.
Далее два учебных семестра и два больших бизнес-проекта в Азии и Штатах. Постараюсь записывать и публиковать интересное.