EMBA в Лондонском университете, часть 2: английский язык и онбординг

Продолжаю серию заметок про обучение в Британии, первая часть — тут.
Процесс поступления на EMBA в Лондонский университет состоит из четырех шагов:
  1. Заявка и первичное собеседование.
  2. Собеседование с ответственным за курс.
  3. Оффер: его принятие или обсуждение/согласование деталей при необходимости.
  4. Выполнение абитуриентом условий оффера.

Заявка

Это оказался самый простой и короткий этап. Заполняешь анкету на сайте: профессиональный опыт, образование плюс короткое эссе на тему своих ожиданий от курса. Все электронно, заявление можно сохранять на промежуточных стадиях, так что технических сложностей особо не возникло.
Понадобятся заверенные переводы документов об образовании и сертификат, подтверждающий уровень английского языка. Если чего-то не хватает — например, вы учитесь, и диплом или сертификат будут позже — то об этом можно явно договориться, но в предложение на обучение (оффер) будет включено условие о предоставлении этих документов с конкретным сроком.
Финальная часть анкеты — эссе. В нем коротко и внятно нужно раскрыть два вопроса: зачем вам нужен EMBA, какие ожидания от образования, и обратное — в чем университету может быть дополнительная польза от вас как от абитуриента. «Предварительная сортировка»‎ абитуриентов осуществляется по нему, плюс, похоже, по нему же предварительно оценивают ваши шансы на получение стипендии.
Последнее — потребуется два рекомендателя. В идеале это должны быть топ-менеджеры международных компаний или предприниматели, которые смогут отрекомендовать вас на приемлемом английском по почте или телефону.

Про стипендии

Варианты стипендий описаны тут. Их много, и судя по моему личному опыту получить их вполне возможно.
Важные моменты для этого:
  • Внимательно почитать информацию о курсе, особенно обратив внимание на то, какие абитуриенты и студенты особенно важны для университета:
    https://www.cass.city.ac.uk/study/mba/modular-executive-mba/fees-and-funding/scholarships
  • Исходя из этого решить, какие из ваших личных качеств или заслуг надо «продавать»‎ университету.
  • Занудно и последовательно продавать их во всех точках касания — в эссе, первичном интервью, общении с онбординг-командой и курс-директором.
  • Не стесняться задавать вопросы: университет готов проявлять определенную степень гибкости в переговорах и оффере.
Качества, которые я решил «продавать»‎ в своем случае — специфический предпринимательский опыт, богатая биография и определенная публичность в РФ. Университет оказался заинтересован в том, чтобы «разбавить»‎ группу таким предпринимателем и, вероятно, получить новых студентов через мой личный опыт и нетворк.

Первичное интервью

После заполнения анкеты с вами связывается представитель университета и назначает первичное интервью. Это интервью — шанс прояснить все ключевые вопросы:
  • Уточнить состав группы, желательно прямо профайлы студентов, кто уже зарегистрировался.
  • Попросить контакты нескольких выпускников, у которых были схожие с вами цели (и потом поговорить с ними).
  • Заявить о желании получить стипендию: важна конкретика и аргументы. Попросить рассказать о том, какие варианты стипендий есть (не все успевают опубликовать на сайте) и «закрыть сделку» — т. е. договориться о конкретном следующем шаге для получения.
  • Обсудить предварительный оффер и комфортную для вас схему оплаты (компания или вы лично, софинансирование, в рассрочку — вариантов много).
  • Если у вас есть возможность доехать до Лондона, то точно полезно посетить сам кампус.

Вторичное интервью

Если на этом этапе все хорошо, то после некоторой паузы, связанной с разбором резюме и документов комиссией, университет назначит одно или несколько интервью с комиссией или курс-директором для принятия окончательного решения.
В моем случае было интервью с курс-директором, профессором по экономике. К счастью, он был итальянцем, поэтому понять его оказалось довольно просто: -)
Интервью заняло примерно 50 минут. В течение первых 30 минут обсудили мою биографию и профессиональный опыт, текущий бизнес, его показатели, мои ожидания от обучения, ожидания от бизнеса и региональности его развития. Вторая половина собеседования — про пользу, которую я могу принести университету: знания, опыт, нетворк, понимание специфики моего домашнего рынка и прочее.
Собеседование прошло успешно: профессор подтвердил мое заявление на поступление и заявку на стипендию (фактически — скидка 25% на обучение, сэкономил 12 500 фунтов).
Примерно через две недели мы с онбординг-командой университета согласовали итоговый оффер со скидкой, схемой оплаты в рассрочку и двумя обязательными условиями: подтверждение уровня английского до ноября 2019 и получение Tier 4 визы в Великобританию до февраля 2020.

Как я учил английский язык

Бэкграунд по языку у меня довольно своеобразный. Системно английский не учил никогда — школа и институт не в счет в силу убогости образования. С другой стороны, у меня был определенный опыт: чтения (в основном околокомпьютерная литература и help-ы), много путешествий, активное участие в международных дайверских проектах, некоторый опыт работы на зарубежных выставках и несколько публичных презентаций на английском. Плюс я полгода жил в Израиле, где английский был для меня основным языком.
Фактически по состоянию на ноябрь 2018 года я был более или менее способен объясниться на бытовые и дайверские темы, хотя и с пробелами. По тестам уровень языка оценивался в 5.5-6 баллов (из 9 возможных). Были сложности с грамматикой — правила не помнил вообще и действовал «по наитию»‎. Плюс были суровые сложности с пониманием быстроговорящих нейтивов, особенно с выраженным британским акцентом.

Попытка номер раз: групповые занятия в компании и индивидуальный преподаватель

В Mindbox мы одно время организовали групповое обучение английскому языку. Я пошел в группу к нативном спикеру — это был молодой парень, американец, по имени Quinn. Занятия были веселыми и интересными, но в силу бессистемности, отсутствия конкретной цели со сроками и разношёрстности группы толку было мало. После нескольких месяцев я перестал туда ходить, так как не чувствовал никакой пользы.
Второй подход был аналогичным. Мы наняли преподавателя английского языка, я регулярно ходил на занятия, практиковал разговорную речь, но никакого внятного прогресса тоже не случилось.

Попытка номер два: Skyeng, давление и усилия

В ноябре 2018 я начал заниматься в Skyeng, взяв для начала два занятия в неделю. С педагогом мы накидали примерную программу исходя из моих целей: презентация, графики, грамотность, всякое специфическое, что мне нужно было для интервью с потенциальными покупателями в UK, — и начали заниматься.
Этот опыт существенно отличался от предыдущего:
  • Приличные материалы и конкретная стратегия обучения.
  • В мобильном приложении удобно учить слова, буквально где угодно — в метро, электричке и т. п.
  • Тесты, которые позволяли оценить прогресс.
Первые пару месяцев мне казалось, что все идет довольно неплохо, и язык улучшается «прямо на глазах»‎. Идиллия закончилась в январе 2019, когда я начал назначать интервью с потенциальными покупателями нашего продукта и проводить демо.
Первое же кастдев-интервью закончилось эпическим провалом.
Это был вечер пятницы. Моим собеседником был молодой парень из Уэлса с дичайшим акцентом, плюс к моменту интервью, похоже, он успел впитать пару пинт пива, сидя в шумном пабе с отвратительной связью.
Интервью свелось к тому, что мы пытались друг друга хоть как-то понять на протяжении минут семи, после чего договорились перенести диалог в почту. После этого респондент ожидаемо ушел в сумрак и перестал отзываться на все дальнейшие попытки проконтачить с ним.
Батхерт был космических масштабов: -)
Примерно тогда же я согласовал оффер на обучение, согласно которому мне нужно было подтвердить уровень английского в любой из крупных тестовых систем заблаговременно, до начала обучения. Я выбрал IELTS (чисто наугад), и требования к результатам звучали буквально так: «well balanced score with minimum 7.0 overall»‎. Обучение начинается в марте 2020, поэтому я запланировал первую попытку экзамена в октябре 2019, чтобы иметь какое-то время на маневр и повторную попытку, если вдруг что-то пойдет не так.
Стало очевидно, что объем английского надо резко увеличивать.
Начиная с февраля 2019 обучение выглядело так:
  1. 3 занятия в Skyeng в неделю по программе подготовки к IELTS (на домашку, правда, почти всегда забивал).
  2. Много, очень много переписки на английском языке (несколько десятков писем и сообщений в неделю) с обязательным прогоном текстов через Grammarly и анализ ошибок там же.
  3. Обязательный минимум учить слова — 5 упражнений в приложении SkyEng каждый день. Это занимает 20 минут и очень полезно.
  4. Выработал практику собирать все встреченные незнакомые слова в Notes и раз в неделю добавлять их в словарик в приложении SkyEng. Таким образом автоматизировал процесс обучения словам, которые встречаются в реальной жизни.
  5. 1-3 интервью в Skype или Zoom с британцами и американцами в неделю. Поначалу пробелы в понимании были существенные, лечил их так: записывал на видео, заливал на YouTube в приватном варианте и прослушивал с субтитрами :)
  6. Получил согласие Авинаша Кошика на переводы его заметок на русский и начал более или менее системно их дочитывать и переводить.
Выбор именно программы подготовки к экзамену vs General English оказался правильным решением.
Во-первых, в экзамене есть куча тем со специфическим набором слов (космические программы, геология, исчезающие виды и прочее) — их просто так в обычной жизни встречаешь редко. Кроме того, это позволило сделать «домашние заготовки»‎ по темам — на подготовку устного ответа на экзамене дается всего одна минута, и ее точно не надо тратить на то, чтобы формулировать свою точку зрения и три аргумента к ней.
Во-вторых, для успешной сдачи экзамена нужно было наработать конкретные практики ответов: введение, три пункта поддержки точки зрения, заключение. Или, например, научиться быстро отвечать на вопросы, параллельно слушая диалог на английском языке — это вообще отдельный навык.
Прогресс явно ускорился, и одновременно выявились две наиболее острые для меня проблемы:
  1. Сложно воспринимать устную речь, особенно со специфическим акцентом.
  2. Академический язык и реальный — две большие разницы.
Лечить я это решил следующим образом:
  • Разговорный английский: попробовал позаниматься в стартапе Асхата Уразбаева. Был очень клевый опыт — сценарное обучение (типа разыгрывали реальные ситуации и проговаривали их), но стартап накрылся: (
  • Добавил себе еще одно занятие в неделю в Skyeng с другим преподавателем, британцем из Уэлса. С ним «терли за жизнь»‎: я учился переваривать акцент и разговорный язык. Надо сказать, что заниматься с двумя преподами в Skyeng оказалось катастрофически неудобно — словари не синхронизируются, домашки и тесты в двух разных аккаунтах, все время ад, трэш и путаница. Но на три месяца меня хватило: -)

Восприятие английского на слух:

  1. Прослушал и прошел все тесты на слуховое восприятие в Skyeng.
  2. По совету преподавателя прошел все примеры на ресурсе IELTS Lis (кстати, очень толковый ресурс про подготовку к IELTS).
  3. Аудиокниги: прослушал две книги Юваля Ной Харари и The Everything Store про Амазон. 45 часов суммарно, озвучка хорошим диктором, разнообразный вокабуляр — от каменного века до искусственного интеллекта и соционики плюс офигенно интересно. Первое время было очень сложно: приходилось паузить буквально каждую минуту, записывать новое незнакомое слово в Notes для изучения. Через примерно пару месяцев стал понимать практически все из этих книг, и восприятие на английском стало требовать гораздо меньше ментальных усилий.
Вот эти книги:
  1. Фильмы: старался смотреть по одному тематическому фильму на английском с субтитрами к каждой теме по IELTS, которую мы разбирали. Из тех, что могу назвать полезным были следующие:
  • The Walking Dead — «уличное»‎, не академическое общение
  • The Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl — аналогично
  • The Social Network — бизнесовый и технологический вокабуляр
  • The Last Samurai — история, традиции, оружие, природа
  • The E.T. (Extraterrestrial) — разговорный язык плюс специфическое на тему внеземных цивилизаций (одна из тем на IELTS)
Постоянно такой объем было поддерживать тяжко, иногда отменял занятия и устраивал себе небольшой детокс.
В сентябре отказался от преподавателя из Уэлса, объем языка уже просто перестал усваиваться.

Результат

Цель достичь удалось: IELTS 5.5-6 в декабре 2018 стал 7.0 в октябре 2019. Это уровень C1, типа уверенный-продвинутый.
По личным ощущениям разговор на английском перестал быть чем-то особенным, к чему надо специально готовиться. Достаточно хорошо понимаю речь, в том числе нюансы и намеки (хотя и не все), могу достаточно свободно поддерживать разговор: как специфический, так и small talk.

Что дальше

  1. Продолжу 3 занятия в неделю: чинить грамматику и времена (SkyEng).
  2. Прокачивать дальше вокабуляр и произношение (фильмы, практический опыт).
  3. Начать смотреть новости и фильмы без субтитров.
Следующая цель — IELTS 7.5 или выше через год.

Ресурсы и ссылки

  1. Школа SkyEng: www.skyeng.ru
  2. Центр IELTS в Москве: https://studinter.ru/text_IELTScentre.html
  3. Замечательная подборка материалов и тестов к IELTS: http://ieltsliz.com
  4. Подборка материалов и тестов к IELTS от British Council:
    https://takeielts.britishcouncil.org/take-ielts/prepare
  5. Приключения Гекльберри Финна аудио на английском:
    http://freeclassicaudiobooks.com/audiobooks/Huck/m4b/
  6. Подборка идиоматических выражений (обязательны для хорошей оценки):
    https://www.spokenenglishpractice.com/idioms-in-english-toefl-ielts
    https://www.ieltsadvantage.com/2015/05/05/idioms-ielts-speaking/
  7. Подборка тестов на аудирование:
    http://ru.talkenglish.com/listening/listenadvanced.aspx
  8. Пара фильмов, хорошо подходящих для обучения британскому английскому:
    https://www.youtube.com/watch?v=KFjfYIFXjw0
    https://www.youtube.com/watch?v=FuAyiYdux0Q

Почитайте ещё: