Координация на уровне больших процессов вроде разработки продукта осуществляется через круги. В круг входят все ведущие менеджеры, которые отвечают за данную метрику, то есть круг прозрачен. Это сделано для того, чтобы уйти от стандартных проблем иерархии, когда сотрудники начинают преследовать какие-то свои цели, манипулировать властью. В круге это невозможно.
Выручка компании за последние три года выросла в
3раза
Коллектив увеличился с 70 человек до
140
Как это работает. Объясню на примере круга, который занимается продажами.
В классической крупной компании раз в год директора по продажам вызывают на собрание совета директоров и ставят ему цель: +20 процентов к текущему плану. Генеральный директор говорит: «Если выполнишь, получишь бонус, нет — мы тебя уволим». Далее директор по продажам начинает муштровать своих подчиненных. А через год, не выполнив план, оправдывается, перекладывая вину на коллег.
У нас вместо такого директора есть круг, который занимается продажами. В него входят два человека из совета директоров: я и еще один ведущий менеджер, который занимается продажами. Мы фактически выступаем в роли заказчиков. Ежемесячно круг продаж делает нам демо — собрание, где каждый рассказывает, что сделал (план/факт), там же выбираем гипотезы на следующий месяц.
Помимо нас в круг входят люди, оказывающие влияние на продажи: два ведущих продавца, маркетинг-директор и сотрудник, который занимается автоматизацией работы продавцов.
Задача круга — достичь целей по продажам. Мы не знаем, как они будут это делать. Но каждый месяц вместе смотрим, какие сильные шаги были предприняты коллективом, и думаем, что можно сделать еще. На следующем демо анализируем эти гипотезы. Смотрим, что получилось, а что нет, формулируем новые гипотезы. Если команда не выполнила план продаж, то это уже не проблема комдира, которого у нас нет. Мы вместе, в круге, найдем причину и решение.
Помимо круга продаж есть круг маркетинга, редакция, администрация, внутренний совет директоров, финансы, IT, круги по отдельным функциям продукта. Круги выполняют те же функции, что и дирекции в классических компаниях.
Только дирекции обычно изолированы друг от друга корпоративными практиками, а у нас круги тесно переплетены. Каждый человек является членом нескольких кругов, то есть обмен информацией происходит быстро. Кроме того, нет стимула «отстаивать честь» родной дирекции — это не приносит пользы и не служит стимулом для карьерного роста.